Обследования и лечения бесплодия

Бесплодие в браке - одна из наиболее важных, актуальных  и сложных медико - социальных проблем в настоящее время во всем мире.

По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)  17  семейных пар из 100  без  помощи  специалистов  не  способны иметь детей!

Видов  бесплодия, как и причин его вызывающих, множество. Но,  к счастью, абсолютное  бесплодие, когда полностью исключена возможность беременности (при наличии необратимых патологических изменений в половых органах) встречается редко.

Относительное бесплодие

В основном, врачи имеют дело с так называемым относительным бесплодием, когда беременность невозможна в связи с определёнными причинами, а также с необъяснимым бесплодием (до 10%  случаев) – подобные формы бесплодия в большинстве случаев излечимы.

Множество заболеваний женской и мужской половой сферы могут стать причинами  относительного бесплодия. Следует отметить, что значительную часть из них  пациенты могут самостоятельно предупредить!

Болезнь может развиваться медленно, скрыто, и  при недостаточном внимании приводить к серьезным последствиям, в том числе к бесплодию. Даже, если у Вас ничего не болит, необходимо, чтобы раз в год Вас осмотрел врач. Успешное лечение патологических состояний зависит от своевременности обращения и профессионального подхода.

Несомненно, залогом успеха в борьбе с бесплодием  является бережное и ответственное отношение людей к собственному здоровью, а именно, профилактика, своевременное выявление и грамотное лечение заболеваний женской и мужской половой сферы.

Если, все же, несмотря на проводимые ранее профилактические мероприятия и здоровый образ жизни, в семейной паре в течение года не наступает беременность, нужно четко понимать, что необходимо предпринять для наступления долгожданной беременности!

В зависимости от причин, условий и механизмов развития различают несколько форм бесплодия у женщин:

• Первичное бесплодие – беременность ни разу не наступала у женщины, живущей регулярной половой жизнью и не применяющей противозачаточные средства.
  • Вторичное бесплодие – ранее имелась одна или несколько беременностей, после чего беременность не наступала в течение более двух лет.
  • Абсолютное  бесплодие – состояния, когда полностью исключена возможность беременности, связанные с необратимыми патологическими изменениями в половых органах, исключающими всякую возможность зачатия  (аномалии развития половых органов, отсутствие или крайняя степень гипоплазии матки, отсутствие яичников и  пр.)
  • Относительное бесплодие – беременность невозможна в связи с определёнными причинами, но может наступить после их устранения.
  • Эндокринное бесплодие (30%) – нарушение процесса созревания яйцеклетки, т.е. отсутствие овуляции. Причинами этого могут быть повреждения на различных уровнях регуляции женской репродуктивной системы (гипоталамус – гипофиз - яичники) и нарушение функции других эндокринных желез (надпочечников, щитовидной железы), приводящих к гормональным сдвигам в половой сфере.
  • Трубное  бесплодие связанно с непроходимостью маточных труб или при их функциональной патологии  (нарушение сократительной деятельности - дискоординация, гипо- и гипертонус), что приводит к невозможности попадания оплодотворенной яйцеклетки в полость матки, вследствие воспалительных процессов, наружного эндометриоза, после перенесённых заболеваний, передающихся половым путём, оперативных вмешательств на органах брюшной полости и малого таза,  а также в результате послеабортных и послеродовых воспалений.
  • Перитонеальное бесплодие – является результатом спаечных процессов в малом тазу в области придатков матки при сохранении трубной проходимости в одной или обеих маточных трубах. Трубное бесплодие и перитонеальное бесплодие  составляют 40-50% и часто сочетаются, поэтому данную форму  инфертильности женщин объединяют термином  трубно-перитонеальное бесплодие.
  • Бесплодие при патологии  полости матки и эндометрия (маточная форма бесплодия) обусловлено нарушением процесса имплантации оплодотворённой яйцеклетки или развития беременности.
  • Эндометриоз
  • Шеечная форма бесплодия (цервикальный фактор инфертильности) – нарушение выработки и структуры цервикальной (шеечной) слизи при отсутствии антиспермальных антител, при этом нарушена геометрия слизи.
  • Иммунологическое бесплодие – эта форма бесплодия связана с образованием в организме женщины антиспермальных антител, которые уничтожают сперматозоиды. Иммунологическое бесплодие представляет наименее изученный раздел репродуктологии.
  • Психогенное бесплодие – нарушения в психоэмоциональной сфере, т.е. «синдром ожидания беременности».

Причина 40% бесплодных браков – нарушения в мужской половой системе.

Наиболее частыми причинами мужского бесплодия являются:

• Эндокринные заболевания (ожирение, гипотиреоз, сахарный диабет, инсулинорезистентность);
  • Варикоцеле (расширение вен семенного канатика);
  • Инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовых органов;
  • Патология спермы неизвестного происхождения;
  • Изолированные нарушения семенной жидкости;
  • Врожденные аномалии развития (крипторхизм, монорхизм, гипоспадия, эписпадия и др.);
  • Системные заболевания (туберкулез, цирроз печени, хроническая почечная недостаточность, диабет, инфекционный паротит, осложненный орхитом и др.);
  • Хирургические вмешательства по поводу: паховой грыжи, гидроцеле, стриктуры уретры, операции на мочевом пузыре и т.д.;
  • Некоторые виды терапевтического лечения: лучевая, гормоно- и химиотерапия, применение транквилизаторов и гипотензивных препаратов, наркотиков и т.д.;
  • Сексуальные и эякуляторные нарушения;
  • Нарушением проходимости семявыводящих путей;
  • Некрозооспермия (отсутствие живых сперматозоидов);
  • Хромосомная патология.

Дополнительные причины мужского бесплодия:

• Злоупотребление алкоголем и никотином;
  • Профессиональные вредности: контакт с органическими и неорганическими веществами, воздействие ионизирующей радиации;
  • Тепловой фактор: работа в условиях высоких и низких температур, длительное лихорадочное состояние с повышением температуры тела больше 38°С;
  • Травма органов мошонки.