• Гинекология

Воспалительные заболевания органов малого таза

Лечение воспалительных заболеваний органов малого таза подбирает врач в зависимости от вида возбудителя, остроты течения процесса, уровня поражения и наличия беременности. При остром вульвовагините и кольпите назначается местное лечение (вагинальые свечи, кремы), которое при необходимости сочетают с антибактериальными, противовоспалительными, антимикотическими системными средствами.

При остром течении или обострении хронического процесса верхнего отдела гениталий применяются следующие виды консервативной терапии:

• антибактериальная (с учетом посева на чувствительность к антибиотикам) или противовирусная;
  • антимикотическая (назначается в качестве профилактики возникновения кандидоза на фоне приема антибиотиков);
  • противовоспалительная;
  • десенсибилизирующая;
  • иммуностимулирующая;
  • дезинтоксикационная и инфузионная (при имеющихся признаках пельвиоперитонита);
  • уросептики (при наличии воспалительных процессов уретры, мочевого пузыря или почек).

Выбор препаратов и длительность курса осуществляет врач. После окончания терапии проводится контрольное обследование. Половые инфекции, впервые возникшие во время беременности, лечат лишь после 22 недели во избежание негативного влияния препаратов на плод.

К сожалению, не всегда возможно ограничиться консервативной терапией при острых воспалительных заболеваниях верхних отделов гениталий. В некоторых случаях, при возникновении пиосальпинкса, пиовара, тубовариального образования и пельвиоперитонита, приходится прибегать к проведению операции, во время которой выполняется эвакуация гноя, промывание и дренирование малого таза (выведение наружу специальной трубочки для отхождения остаточного выпота). При наличии тубовариального образования придатки матки удаляют.

При стихании острого процесса врач назначает препараты, восстанавливающие нормальную микрофлору влагалища, а после перенесенного воспалительного процесса верхнего отдела гениталий – рекомендует мероприятия, направленные на профилактику развития спаечного процесса и предотвращение рецидивов, в том числе, физио- и иммуностимулирующую терапию.

Профилактические мероприятия

Оптимальной профилактикой воспалительных процессов половых органов является безопасный секс и правильный выбор метода контрацепции. При наличии постоянного и надежного партнера следует отдавать предпочтение комбинированным гормональным контрацептивам, так как они снижают риск возникновения воспалительных процессов благодаря сгущению цервикальной слизи. От ВМК лучше отказаться. При случайных связях необходимо использовать презерватив.

Если имел место незащищенный секс с инфицированным или необследованным партнером, то возможно применение «пожарных» профилактических мероприятий. В настоящее время превентивная терапия разработана для всей бактериальной инфекции (гонорея, трихомониаз и пр.). Подбирается она врачом в зависимости от вида возбудителя, если известно, носителем какой инфекции является партнер. Эффективной профилактики вирусных инфекций, передающихся половым путем, не существует. Снизить риск заражения заболеваниями, передающимися половым путем, можно при помощи спринцевания различными антисептиками (Мирамистин, Октенисепт) сразу после незащищенного контакта. Однако гарантии этот метод не дает.

В настоящее время у нас имеется возможность позаботиться о здоровье своих детей! Создана прививка от ВПЧ, которую необходимо сделать всем девочкам в возрасте 11-13 лет. Она защитит вашего ребенка в будущем от рака шейки матки.

Помните, что воспалительные заболевания и их последствия гораздо проще предотвратить, чем лечить. Любите себя! Цените свое здоровье! Пользуйтесь самыми современными достижениями медицины!